Поисковый индекс Google mobile-first индекс: мы будем жить теперь по-новому?
Дата публикации: 28.02.2017
Осенью 2015 года произошла «тихая революция» - количество поисковых запросов, введённых с мобильных устройств, превысило число запросов, которые вводили на десктопных компьютерах. Результатом этого события стал анонс начала тестирования mobile-first индекса поисковой системой Google.
«Google предупреждал»
Действия корпорации трудно считать неожиданными - все последние «шаги» Google подтверждают логику изменения подхода к индексированию:
- в феврале 2015 анонсировано обновление mobile-friendly,
- в апреле 2015 запущен алгоритм,
- в мае 2015 Google сообщает, что объём мобильных запросов превышает количество десктопных,
- в сентябре 2015 появляется предупреждение об ухудшении ранжирования ресурсов с излишней рекламой установки приложений,
- в октябре 2015 анонсирован проект AMP («Ускоренные Мобильные Страницы»),
- в ноябре 2016 начинается тестирование индекса mobile-first,
- в январе 2017 начинается понижение мобильных сайтов, имеющих излишнюю межстраничную рекламу...
Google предупреждал!
И призывал разработчиков, маркетологов и владельцев бизнеса задуматься о контенте мобильных ресурсов! Следившие за анонсами воспользовались «намёком» и начали активно инвестировать в создание ресурсов, адаптированных для мобильных устройств или имеющих адаптивный дизайн. А те, кто предпочёл ограничиться разработкой «мобильных версий» сайтов, на которые можно попасть с помощью переадресации, столкнулись с ухудшением взаимодействия пользователя с сайтом! Контент «версий» не был тождественен содержанию десктопных страниц, и пользователи, рассчитывавшие увидеть тот или иной текст, перейдя по ссылке, были сильно разочарованы.
Изменение принципа индексации Google означает обработку интернет-ресурсов, основанную на интересах мобильных пользователей. С технической точки зрения, это означает, что и пользовательский агент, сканирующий сайт, становится мобильным.
Живите теперь с этим
Для вебмастеров, использующих mobile-friendly технологии, практически ничего не изменилось. А тем, кто предпочёл оптимизацию сайтов для мобильных устройств, но по-прежнему стремится «выжимать» из СЕО-стратегий максимум, эксперты Google рекомендуют навсегда «забыть» о семи привычных инструментах продвижения:
- Переадресации, базирующейся на типах устройств: несмотря на то, что разделение ресурса на десктопную и мобильную версии может в некоторых случаях оказываться оправданным, использование внутреннего редиректора может приводить к появлению ряда проблем. Главная из них - mobile-first робот Google столкнётся с трудностями в поисках десктопной версии.
Разработчики поискового гиганта рекомендуют использовать атрибуты rel=canonical и rel=alternate для размещения мобильной и десктопной версии сайта. В этом случае Google продолжит пользоваться ссылками для демонстрации пользователям оптимальных результатов поиска,
- Размещение отличающегося контента в мобильной и десктопной версиях сайта: изменившиеся условия подразумевают наличие идентичного контента в обеих версиях ресурса. Допускается отказ от «тяжёлых» визуальных эффектов и использование различного форматирования, но основное содержимое должно быть одним и тем же - одной из главных причин для запуска mobile-first индекса Google как раз и было применение вебмастерами скрытых редиректов для демонстрации пользователям мобильных устройств контента, отличающегося от содержимого десктопных версий страниц,
- Игнорирование on-page SEO: несмотря на постоянно увеличивающиеся размеры, мобильные устройства чисто технически не способны предложить пользователю место для показа контента, сравнимое по размеру с десктопом. А это означает, что доступное пространство должно использоваться по максимуму! Мобильный поиск резко увеличивает важность употребления основных ключевых слов в заголовках, метаданных, структурированных данных и общем тексте,
- Недооценка структуризации информации: разметка структурированных данных позволяет сайту подниматься в результатах выдачи и получать большее количество переходов. Google постоянно увеличивает набор поддерживаемых схем и расширенных карточек,
- Отсутствие внимания к локальному СЕО: эксперты считают мобильные запросы интенциональными по своей природе - пользователь в большинстве случаев ищет магазин, кинотеатр или кафе, расположенные поблизости. Оптимизация под локальное СЕО становится актуальной как для стандартного размещения контента, специфичного для выбранной локации, так и для продвижения местного бизнеса,
- Пренебрежение скоростью загрузки сайта: оперативность загрузки ресурса имеет значение и для десктопных запросов, но для мобильных устройств она - критична! Эксперты Google предлагают повысить её:
- отказавшись от использования (без крайней необходимости) графики больших размеров,
- применяя браузерное кэширование,
- организовав доставку контента без cookies,
- переместив в нижнюю часть страниц JavaScript,
- удалив из верхней части страниц блокирующие визуализацию JavaScript и CSS,
- максимально снизив использование HTML, JavaScript и CSS,
- задумавшись об использовании протокола HTTP/2.
- Отказ от подтверждения ресурса в инструменте Google Search Console: создание отдельного ресурса для самостоятельного мобильного сайта в Search Console даст возможность определять и оперативно устранять проблемы, препятствующие ранжированию ресурса в Google.
«Спокойствие, только спокойствие..»
На самом деле, ничего страшного не происходит.
По уверениям Google, никаких изменений в выдаче на данном этапе тестирования mobile-first индекса не будет. В настоящий момент ранжирование осуществляется как с помощью мобильного, так и десктопного индексов, а решение об использовании единого инструмента будет принято только после завершения тестового периода.
У владельцев сайтов с релевантным контентом, который загружается с высокой скоростью и привлекает пользователей, нет никаких оснований для беспокойства! А для тех, кто столкнулся с проблемой адаптивности сайта для мобильных устройств следует запланировать своё обращение к специалистам для разработки адаптивного сайта.